15:08 

Потерянная и обретённая рецензия на дилогию Юлии Жуковой

Пирра
Говорить правду легко и приятно
Решила написать рецензию на дилогию Юлии Жуковой «Замуж с осложнениями» и «Сами мы не местные», подумала немного и поняла, что правильнее было бы написать две рецензии, потому что оценивать эти произведения можно разными способами. Если исходить из того, что «Замуж с осложнениями» и «Сами мы не местные» - это фантастические романы, посвящённые столкновению очень разных культур, а также столкновению различных мировоззрений, чьё различие усугубляются гендером представителей этих мировоззрений и – главное – доказательству того, что все эти различия не просто преодолимы, а могут оказаться несущественным при определенных обстоятельствах, как например первая барраярская дилогия Буджолд, то выводы можно сделать одни. А если рассматривать указанные произведения как hurt/comfort-ый гетный оридж с кучей кинков, то совсем другие. Но мне лениво писать две рецензии, не была уверена, что осилю даже одну, но во втором случае я хотя бы была готова попытаться. Поэтому к традиционным предупреждениям (субъективно, спойлерно, с Ашибками и Аписками) добавлю ещё одно для нормальных людей: специальная фикрайтерская терминология и специальная же литературоведческая. И ещё тут действительно много букв.

Для начала определимся с дефиницией рассматриваемых произведений. Если исходить из подзаголовка серии, в которой они были опубликованы, а именно «Фантастика. Любовный роман. Юмор», то перед нами в первую очередь фантастика. Если исходить из содержания, то самый что ни на есть любовный роман в фантастическом окружении, я бы даже сформулировала точнее «гетный оридж», тогда даже не надо уточнять о фантастическом окружении, для них фантастическое, фэнтезийное или хотя бы условно историческое окружение скорее правило, нежели исключение. Если перед нами фантастика мы также можем хотя бы надеяться (а по-хорошему всё-таки рассчитывать) на динамичный сюжет и элементы или не только элементы экшена. В случае с дилогией Жуковой наши надежды не оправдаются. Несмотря на захваты и освобождения заложников (по два каждое), освободительную войну и собственноручно произведённое ГГ отрубание головы нехорошему человеку (никому ничего не напоминает?) ни динамики, ни экшена в произведениях нет, даже пресловутое отрубание получилось случайно (когда ГГ отмахнулась от приставалы, у неё в руке случайно оказался тесак я не утрирую, честно, так оно и было), с обоснуем тоже не сложилось. В гетном (как впрочем и в слэшном) оридже сюжет и динамика могут присутствовать, а могут и отсутствовать, это опционально, зато там обязательно должны быть чувства, рефлексия, взаимное непонимание, плавно переходящее во взаимопонимание, а ещё там весьма желательны первый поцелуй, первый секс и свадьба, ну и конечно большая любовь. Всё вышеперечисленное в дилогии есть, причем, вполне качественное. В фантастике, особенно космической, если большая часть произведения не ушла на описание сражений и т.п, как правило, должны быть описаны иные планеты, новые общественные формации и т.п. В оридже, как правило, это тоже весьма опционально. Тут «Замуж с осложнениями» и «Сами мы не местные» скорее проявляют себя фантастикой. Особой глубиной, проработанностью и убедительностью мир Муданг похвастаться не может, но он достаточно оригинален и интересен, этакий матриархат, не слишком старательно маскирующийся под патриархат, с весьма своеобразным фонетическим неравенством и специфическим духовенством (вот хоть Вы меня убейте, я уверена, что автор бывший слэшер, кто бы ещё придумал для священников официально разрешённый гомосексуализм?). К героям у фантастического романа и гетного ориджа требования тоже не совпадают. Пусть меня проклянут все критики, но я останусь при мнении, что к гетному ориджу они выше, пусть только в одном специфическом моменте. Герой-любовник Герой гетного ориджа должен быть идеальным мужчиной для большинства читательниц, он должен быть достаточно сильным, чтобы спасти лирическую героиню от всего на свете, и при этом он должен иметь именно такие слабости, компенсировать, понять, преодолеть которые может только героиня и ещё он должен вызывать обильное слюноотделение. Автору дилогии удалось создать именно такого героя. При этом она пошла дальше, умудрившись угодить мне читателям и героиней. Она не Мэри Сью, не идеальная и безупречная, а вполне живая, настоящая и убедительная, девушка, знающая, например, что постоянно ведётся на эмоциональный шантаж, опасающаяся его где нужно и не нужно и при этом на него попадающаяся. Кроме того, автор не заостряет внимания ни на особенностях её внешности, ни на душевных качествах. Её необходимость для героя обуславливается его, а не её особенностями. Из вышеизложенного можно сделать вывод о том, что дилогия – весьма посредственная фантастика, но более чем годный оридж.
В завершении хотелось бы перечислить дополнительные плюсы произведений. Главный состоит в том, что это подробный и вкусный hurt/comfort. Покажите мне представительницу прекрасного пола, которая не любит hurt/comfort и я скажу ей «Ты врёшь!» «Ты его просто не читала». Hurt не очень страшный, а комфорт нежный, убедительный и взаимный. Главный герой просто идеален для эффективного комфорта, очень сильный, очень добрый, очень привлекательный, очень богатый, очень несчастный и абсолютно неоценённый. Автор описывает его достаточно часто, цепляя популярные кинки. Покажите мне представительницу прекрасного пола, которую не кинкуют длинные чёрные волосы и всяческие манипуляции с ними, вы в курсе, что я ей скажу. Специально для слэшеров в дилогию введена м/м парочка и намёки (которые могли мне просто почудиться, хотя тогда и героине они почудились) на UST лучшего друга главного героя по отношению к собственно главному герою. Плюсом или минусом в зависимости от желания читателя можно считать очень длинный (практически на полторы книги) ХЭ. В своих отношениях герои разбираются уже в середине первого тома дилогии, далее следует их счастливая совместная жизнь, в которую иногда ненадолго вторгаются всякие досадные мелочи вроде конфликта культур или войны, но это внешне, внутри у них всё чудесно. Также произведение может похвастаться относительно ровным языком, не отвлекающим от чтения и ненавязчивым, но и не искрящимся юмором.
Мне дилогия понравилась, впрочем, первая часть первой книги больше, чем остальное, но рекомендовать её могу только любительницам гетных ориджей и – уже осторожнее – поклонницам любовных романов, остальным – нет. Зато целевая аудитория будет в восторге.

@темы: Рецензии, Книги

URL
Комментарии
2012-02-08 в 15:37 

Pixi
фор-леди
[потрясена словосочетанием "гетный оридж" (ТМ)]

Очень интересный взгляд. Боюсь только, что его лучшую, фикрайтерскую (правильно?) часть я поняла приблизительно :alles:
Но в общей оценке мы сошлись: книжка невредная, в своей тематической нише выглядит достойно. Ибо её возможно читать!
Спасибо, что написала :friend:. И что нашла :gigi:

2012-02-08 в 16:19 

Пирра
Говорить правду легко и приятно
Pixi,
Рада, если тебе понравилось.
Боюсь только, что его лучшую, фикрайтерскую (правильно?) часть я поняла приблизительно
Это хитрый план, я всё ещё не теряю надежды приобщить тебя к фикам, хотя бы для начала гетным и низкорейтинговым.
Но в общей оценке мы сошлись: книжка невредная, в своей тематической нише выглядит достойно.
Да-да, сошлись.
Спасибо, что написала
Пожалуйста. Тебе спасибо за рекомендацию.
И что нашла
А это не моя заслуга.

URL
2014-09-04 в 22:18 

Сусуватари
Пирра, вот это да... взяла себе на перспективу :) Вот как отпишусь по Брэдбери, по Желязны и еще обязательно по Стругацким и по Семейке Аддамс (кто говорил, что ФБ - это хорошо?) - и сразу за эти каноны!

2014-09-04 в 22:23 

Пирра
Говорить правду легко и приятно
Сусуватари,
Вот как отпишусь по Брэдбери, по Желязны и еще обязательно по Стругацким и по Семейке Аддамс (кто говорил, что ФБ - это хорошо?) - и сразу за эти каноны!
Конечно, когда и если захочешь.

URL
2014-09-05 в 13:27 

Сусуватари
Пирра, перечитала еще раз насчет героя в гетном оридже :)

Мдя... нет, нормально! Явно не мужской подход. Мужчины бы, скорее всего, декларировали "Сила наша в слабости, а слабость наша безмеерна"... - вслед за Шекспиром :)

Мне интеерсны, стало быть, будут все этакпы: чем героиня может заинтересовать героя, чем она его выделит, есть ли "история любви" и чем удерживается приязнь и внимание.

2014-09-05 в 21:09 

Пирра
Говорить правду легко и приятно
Сусуватари,
Мне интеерсны, стало быть, будут все этакпы: чем героиня может заинтересовать героя, чем она его выделит, есть ли "история любви" и чем удерживается приязнь и внимание.
Прочитаешь - узнаешь. А если серьёзно, то вполне читабельно и даже романтично, хотя той же Буджолд и в подмётки не годится.

URL
   

Ромашковая поляна

главная